Сорбонна - дочь королей

Сорбонна уже давно не самое престижное высшее учебное заведение Франции, но, несомненно, самое знаменитое. В XIII веке духовник короля Роберт де Сорбон основал на левом берегу Сены университет, а король Людовик IX даровал ему странный и почетный титул "Старейшей дочери королей" (университет по-французски женского рода).
"От сессии до сессии живут студенты весело..."Строгие стены "дочери королей" удобней всего рассматривать, усевшись на ступеньках внутреннего дворика с вином и с огромным бутербродом "крок-месье", напичканным сыром и ветчиной. Наслаждайтесь жизнью, пока парочки возле вас будут запивать свои поцелуи пепси или пивом. Конечно, "эликсир молодости" еще не изобрели, но на ступеньках Сорбонны вы помолодеете лет на десять. А потом, одолев наконец-то бутерброд, непременно вспомните здешнего студента, дебошира и великого поэта Франсуа Вийона, воспевавшего в своих стихах веселые праздники местных школяров — любителей таверн и легкомысленных девиц. Где-то тут Вийон зарезал священника и угодил в тюрьму.
Во дворе Сорбонны сохранилась часовня святой Урсулы с роскошной гробницей кардинала Ришелье, много сделавшего для университета и Франции.
Во время Великой французской революции подгулявшая толпа вытащила кардинала из его гробницы. И мальчишки с радостными воплями гоняли, как мяч, умнейшую голову Франции. Какой-то аббат, проходивший в этот момент мимо, подхватил череп Ришелье и пустился с ним наутек. Через несколько лет голову, палец и клок волос из бороды кардинала перезахоронили еще раз. Сегодня над мраморной гробницей Ришелье на тонком шнурке висит его кардинальская шапочка, которая, по преданию, упадет, когда черти выпустят душу легендарного кардинала из ада. В этой фамильной усыпальнице похоронен и "наш" одесский дюк Ришелье, под конец жизни вернувшийся из России во Францию.
Еще несколько шагов по узенькой, наполненной студенческим гомоном улице Сен-Жак, и вы на пороге Пантеона. В юности эта серая громадина носила другое имя — церковь святой Женевьевы. Король Людовик XV выстроил ее взамен старой и обветшавшей. Тринадцать веков в ней хранились мощи святой Женевьевы — покровительницы Парижа. Во время нашествия гуннов эта юная девушка предсказала, что орды Аттилы не войдут в город. Хлодвиг, первый король франков, поддался на ее уговоры, принял христианство и получил святое покровительство Парижа. Реликвии святой Женевьевы были символом и драгоценным оберегом Франции. Их носили по городу во времена тяжелых испытаний. Но грянула революция. И мощи той, к кому не раз обращался народ в дни бедствий, были разрублены на эшафоте, сожжены и брошены в Сену. А церковь объявлена "Храмом Отечества" и братской усыпальницей великих французов. Однако легкомысленные французы долго не могли решить, кого же им считать великими. В Пантеон то вносили, то выносили из него Марата, Мирабо, Руссо, Вольтера. Крест на куполе то снимали, то восстанавливали. Виктор Гюго оказался первым постояльцем, кто обосновался в Пантеоне раз и навсегда.

0 Comments: