Собор Парижской Богоматери

Нотр-Дам - Собор Парижской Богоматери - построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм. Его строительство было предпринято епископом Морисом де Сюлли в 1163 году и началось с хоров.
Потребовались целые годы, чтобы возвести нефы, и, наконец, в 1200 году, уже при епископе Эде де Сюлли, был закончен фасад, хотя строительство башен продолжалось вплоть до 1245 года.
Затем, под руководством архитектора Жана де Шелля, приступили к постройке капелл в боковых нефах и хорах. Около 1250 года был закончен фасад с северной стороны трансепта, тогда как строительство фасада с южной стороны началось лишь 8 лет спустя. Можно сказать, что собор был завершен к 1345 году.
Разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный облик церкви, особенно во времена Французской революции, когда в 1793 году она была под угрозой сноса; ее спасло от этого посвящение богине Разума, культ которой ввел Робеспьер. Впоследствии, в 1802 году, церковь вновь была освящена, как раз к моменту торжественной коронации Наполеона I папой Пием VII в 1804 году. окончательная реставрация церкви была осуществлена Виолле-ле-Дюком с 1844 по 1864 гг., а в 1871 году она чуть не погибла от пожара.
Мощный и величественный, в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделен по вертикали пилястрами на три части, а по горизонтали - галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких портала. Над ними идет аркада, называемая Галереей Королей, с 28 статуями, представляющими королей Израиля и Иудеи. Народ, который видел в них образы французских королей, низвергнул их в 1793 году, но впоследствии они снова заняли свои прежние ниши.
В центральном ярусе находится ажурное окно-розетка 1220-1225 гг., диаметром около 10 метров. Скульптурный декор центрального яруса образуют статуи Девы Марии с младенцем в окружении ангелов. Выше идет галерея из узких, переплетающихся вверху аркатур, объединяющая две боковые башни, которые так и не были завершены.
Здесь Виолле-ле-Дюк дал волю своей фантазии: он создал ирреальный мир химер - демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся внизу город; фантастических и чудовищных птиц; гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих из самых неожиданных точек.
На центральном портале - изображение Страшного Суда.
На пилястре, разделяющем портал на две части - фигура Христа, а в проемах - панно с изображениями, олицетворяющими Пороки и Добродетели, а также со статуями апостолов. В изгибе арки - сцены Небесного Суда, Рая и Ада.
Тимпан с изображением Страшного Суда разделен по горизонтали на три части. В верхней - фигура Христа в окружении Богоматери, Св. Иоанна и ангелов с символами Страстей Господних. Внизу, с одной стороны, расположены избранники, заслуживающие спасения, а с другой - проклятые, влекомые к последнему возмездию. В самой нижней части - сюжет Воскресения.
Правый портал, называемый порталом Св.Анны, построен между 1160 и 1170 годами. На нем - рельефные изображения XII-XIII веков; на пилястре - статуя Св.Марселя, парижского епископа V века.

0 Comments: